[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"43532","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"529","style":"width: 750px; height: 496px;","width":"800"}}]]

В муках и метаниях, обычный юзер справился с атакующим его со всех сторон потоком информации. Видосы от крутых прорайдеров раздающих випы на космическкого размера пролётах. Стильные стритеры с молоденькими подругами в коротких шортах. Стремительные парни в лайкре, не сбавляя темпа, влетающие в подъёмы…

Но путь терзаний пройден и юзер выбирает для себя – «эндуро».  Почему именно «эндуро»? Не важно. Истинные причины уже не так существенны. Дело казалось бы за малым – выбрать под это дело коня.

И в этот момент, если наш друг не сильно стеснён финансами, и при этом хоть немного пытлив и любознателен, возрастает реальный риск угодить в настоящие джунгли из производителей, моделей и модификаций, в огромном множестве обитающих в ореоле «трейл – эндуро» направлений.

Хода подвески, размеры колёс, типы подвесок, углы, длина перьев, высота каретки… циферки нападают и делает ЭТО с мозгом!

Что же, попробуем уберечь нервные клетки юзера, посмотреть на некоторые велосипеды и подумать над выбором… Подопытными кроликами здесь станут для нас эндурики от Propain. Уже изученный Tyee и ещё загадочный и толком не понятный 2face. Соберём всё, что мы о них знаем и проведём краткое сравнение с другими моделями представленными на рынке.

Правда, в этот раз не будем обращать внимание на комплектацию, поговорим только о свойствах самих рам, ходе подвески, ну и пожалуй о  размере колёс.

Первый пункт отдадим тому, на что смотрит любой ездун – ходу подвески.

Tyee это сформировавшаяся классика эндуро – 160 мм. с обоих сторон. 2Face – это уже поменьше, 145 мм. В принципе, мы привыкли к тому, что 145 мм. это характеристика именно «трейлового» велосипеда. Но здесь уже не 26 а 27.5, а это катит уже не так как катили трейловые байки двух – трёх летней давности.

 

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"43533","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"600","style":"width: 750px; height: 563px;","width":"800"}}]]

 

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"43534","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"600","style":"width: 750px; height: 563px;","width":"800"}}]]

 

145 или 160? Здесь вообще нет солидарности. Devinci Dixon к примеру, имеет 145 мм. под задом, и 160 мм. на вилке. И этот велосипед, с 26 колёсами, отлично справляется с Air DH гонками в Вистлере ;)

 

Один из параметров создающих ощущение действительно классного велосипеда – угол установки вилки. Пусть ваш велосипед длинный как поезд, но тупой угол рулевой в состоянии убить это преимущество. Не будет той уверенности на спуске по камням, или во время входа в крутой поворот, которая могла бы прийти вместе с тем, не хватающем 1 градусом.

На этот момент стоит обратить внимание тем кто всё же собирается ездить вниз. Именно пологий угол рулевой, «прощает», «вывозит» и просто помогает не убраться в тот момент когда «не сильно скилованный» райдер расслабляется и немного теряет концентрацию.

Что же, здесь у Propain всё довольно хорошо. Обе модельки отличаются достаточно агрессивными, заваленными углами. Tyee - 65.5 гр.  2Face - 66.5 гр. Кто то может сказать о значениях чрезмерных для работы в подъёмах, но помня о вилках с быстрым изменением хода, и о том, что мы выбираем именно «велосипед для человека», на этот момент можно не обращать внимание.

И вроде как 2Face, должен был бы быть нервознее, но колёса то здесь больше, что как бы компенсирует ;)

И если в сравнении с Tyee угол рулевой уже не кажется таким большим, то при рассмотрении ряда других производителей, таких как:  

 

SC Nomad

65 гр.

Intence Tracer

66.5 гр.

Intence Carbine 275

67 гр.

SC Heckler

67 гр.

Giant Reign

67 гр.

GT Force

67.2 гр.

SC 5010

68 гр.

 

Сразу становится заметно то, что 2Face со своими 66.5 гр. стоит в ряду значений свойственных моделям, заточенным скорее под спусковое применение.

Теперь опустимся ближе к земле и поговорим о высоте каретки, центре тяжести и так любимой всеми в последнее время теме – длине перьев.

«Snake Style»

Раньше велосипед был относительно короткий и высокий. Современный же велосипед длинный, распластанный по земле, с центром тяжести задвинутым в самый пол.

Прогресс, неустанно толкаемый гонщиками, сказался в результате, на рядовых катальщиках. Угол рулевой, длинная база, вес линков и амортизатора, собранный вокруг каретки, всё это уже давно перестало быть маркетинговым ходом. Да и сама каретка, вместе с райдером, сейчас всё больше прижимается к земле, принося целостность шатунов в жертву крутости поворота.

Вся конструкция современного велосипеда сейчас работает на ездока. В максимально возможной степени облегчая управление велосипедам, позволяя тем самым меньше думать о том как ты едешь а больше о том -куда.

 

Просто невозможно было не внести в этот ряд единственный но такой показательный велосипед на 29 колёсах. Он абсолютный чемпион по части «лоурайдерства», а зная подход Specialized к проектированию велосипедов, такое пристальное внимание в высоте каретки лишь подчёркивает важность этого параметра в «правильном» ощущении, создаваемым велосипедом.

 

Enduro 29

335/351 мм

SC Nomad

340 мм

Propain Tyee

342 мм

Orange Alpine 160

344 мм

Propain 2Face

346 мм

Intence Carbine 275

348 мм

Enduro EVO

350 мм

 

 

Длинные или короткие перья? Ньюскул в контактах над рулём или работа от каретки? Летс холивор бегин!

Но прежде чем взяться за выяснение того, какими перьями лучше отталкиваться от контруклонов, вспомним на секунду о том, что речь идёт не о ДХ. Держа в голове все плюсы лайтовых и резвых эндуро байков, которые можно активно эксплуатировать в заездах Мини и Гравити ДХ, не забывайте об одном интересном моменте: Если инженер хочет создать действительно эндуро велосипед, он стремится научить его ездить не только вниз, но и, чёрт побери, наверх по склону! И решается эта проблема не только установкой новомодной 11 скоростной системы.

И вот здесь, одним из факторов становится длина перьев вашего пепелаца…

В сочетании с вашими предпочтениями конечно ;)

Итак если вы действительно знаете толк в извращениях, и совершенно серьёзно намерились стать покорителем, разного рода возвышенностей, длина перьев более 430 мм. не должна казаться вам черезмерной. Такая геометрия отлично отрабатывает подъёмы, борясь с желанием велосипеда подняться на заднее колесо, и отправить вас через него назад, вниз по склону.

С другой стороны, если не ставить своей целью – майку горного короля, кататься в топталках, работая от каретки по методе «Дяди Сёмы» стоит обратить внимание на велосипеды с перьями меньшей длины. Вплоть до каноничных 419 мм. Сами знаете на каком велосипеде ;)

Не хватает пункта про «Ньюскул» вот и он…

Как было отмечено в той самой статье на «Розовом велосипеде» - век топталок закончился. Да, там говорилось про гоночное ДХ, но в эндуро если говорить о настоящем, не фановом эндуро, он и не мог начаться в принципе. Конечно тут же крутить нужно =)

Но собственно к чему это? Геометрия современных велосипедов такова, что угол рулевой заваливается всё больше и больше, рич растёт ничуть не отставая, и в месте с этими изменениями, меняется и стиль езды.

Райдер уже не располагается над кареткой, практически не нагружая руль. Новая геометрия рождает новую технику, передняя часть велосипеда загружается в значительно большей степени, чем раньше, а заднее колесо, остаётся не догруженным, в контролируемых заносах двигаясь за передним.

И в этих условиях, эффективная загрузка педалей – топталок практически не осуществима. Опустив пятки – не достать до руля. Нависая на руле – не загрузить педали. А перемещаться по кокпиту… так он же длинный как трамвай! =)

А это всё к чему? А пожалуй к тому, что в агрессивной, «ньюскульной» геометрии теряется необходимость коротких перьев…   Как то так =)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"43535","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"600","style":"width: 750px; height: 563px;","width":"800"}}]]

 

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"43536","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"600","style":"width: 750px; height: 563px;","width":"800"}}]]

 

Трубы

Интересны взаимоотношения величины рича и длины верхней трубы. Рич отвечает за расстояние между «точками крепления» велосипеда к райдеру стоящему в педалях, в «боевом положении». Но если же ваше «боевое положение» подразумевает частый контакт седла и «пятой точки», актуальной уже становится длина верхней трубы (горизонтальная).

И в обоих случаях велосипед с чуть большими цифрами будет удобнее и комфортнее в управлении. Помогая райдеру в формировании правильного, низкого положения в кокпите.

Сортировка по длине верхней трубы

 

M size

Рич

Длина верхней трубы теоретическая

Orange Alpine

 

600

GT Force

 

599

Norco Sight

415

598

Giant Rein X

 

590

Specialized Enduro

431

588

Specialized SJ Evo 26

414

587

Intence Tracer

416

585

Propain 2Face

428

584

SC Nomad

415

584

Intence Carbine

410

581

Propain Tyee

420

575

 

Сортировка по величине РИЧ. К сожалению, не нашлась информация по всем моделям =)

 

М size

Рич

Длина верхней трубы теоретическая

Specialized Enduro

431

588

Propain 2Face

428

584

Rocky Mountain Slayer

425

575

Propain Tyee

420

575

Intence Tracer

416

585

Norco Sight

415

598

SC Nomad

415

584

Specialized SJ Evo 26

414

587

Intence Carbine

410

581

 

 

 

 

 

 

 

Колёса это круто. А крутые колёса - это ещё круче ;)

Какие колёса нужны человеку? Этот животрепещущий вопрос можно оставить на финал статьи.

О колёсах маленьких мы и так всё знаем, поговорим о среднем и большом формате.

Большие колёса. Большие колёса хороши там, где можно валить, валить и валить, наслаждаясь длинными трейлами, бесконечными флоу итд. При этом, если нет задачи стильно виповать и закладывать тейбл топы в опозит, большие колёса становятся идеальным выбором. Они действительно круто катят, но только если вы держите темп. На коротких склонах, на закрученных синглтреках с перекладками, на постоянных разгонах и торможениях, с ними придётся тяжко.

Средние колёса. Мало того, что они модные до ужаса. Они… можно сказать функциональны. Ну то есть глупо отрицать факт того, что они действительно чуть лучше катят и чуть лучше держат. А если лучше, то почему бы и нет? =)

27.5 не так сильно проигрывают 26 в ускорениях и не так «прямолинейны» в воздухе как 29.  Вам не придётся быть таким же крутым как Кёртис Кин, что бы заложить тейбл топ.

Рядовой юзер может смело смотреть в сторону «среднего формата». Он не принесёт с собой никаких новых сложностей… ну по крайней мере, с точки зрения катания ;)

 

Tyee 26 или 27.5 комплектация

 

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"43537","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 750px; height: 563px;"}}]]

 

27.5 онли

 

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"43538","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 750px; height: 563px;"}}]]

 

2Face появившийся совсем не давно, разрабатывался исключительно под колёса 27.5, а вот с Tyee всё немного интереснее. В 2012 году, когда эта рама была в разработке, немцы не рассчитывали на 27.5, но позже, видя перспективность нового формата, быстро выточили сменные дропауты увеличенной длины, позволив юзеру самому выбрать подходящий размер.

 «За» такой простой подход к конвертации говорит и очень низкая каретка заложенная в оригинальную конструкцию Tyee (342 мм). При установке 27.5 она поднимается на 1 сантиметр, но при этом остаётся в разумных пределах, не ломая геометрию черезмерным завышением центра тяжести. Соответственно, на тот же сантиметр растёт и база, вплоть до 1181 мм. для ростовки М. Добавив дополнительной стабильности на больших скоростях и пролётах.

Последнее. Немного о не целевом использовании велосипедов.

Не будем сейчас о такой крутой штуке как СТРИТЕЦ, поговорим о чём-то что  чуть больше похоже на настоящее катание. Например, о эндуро велосипедах в мини ДХ, слаломе и катании на плоских спотах.

Если допускается, какая то из этих сфер применения, выбор должен стать осмысленным и осторожным. В идеале, отжать похожий велосипед у друга и попробовать его в деле. Иначе, могут случиться некоторые казусы связанные с полным непониманием того почему ЭТО едет именно так, и совершенно отказывается ехать по другому.  

Как велосипед дёргается в банни хоп? На сколько легко выходит на мануал? Как управляется в воздухе? Инженеры не всегда задумываются над такими вопросами работая над эндуро велосипедом. И это логично =)

Но даже если вы разобрались с геометрией, нужно не забывать о том, что навеска стоящая на велосипеда в заводской комплектации, скорее всего не будет подходить для ваших целей.

Мы развлекались пытаясь выйти в сёрф на Стампи 29. Даже с 50мм выносом ничего не вышло. А вот Эндуро комп 29 в ростовке L, в стоке, выдёргивается замечательно. Так же как и Tyee с его не самыми короткими 430 мм перьями. Но тут 26 колёса, он хорошо едет на заднем, да и в целом все «уличные темы» даются проще.

В сухом остатке: Собрать лайтовый велосипед для фанового катания, в городе и плоской области, объединяющего в себе свойства подвеса и хардтейла, на базе эндуро велосипеда – возможно. Скорее всего это не будет комплит. И скорее всего он не будет собираться по правилам построения чистого эндуро аппарата. Но то, что задача реализуема – однозначно.

 

Ну и какой же вывод из этого всего? Пожалуй, главное - определиться с тем, чего тебе действительно хочется =)